• TopKursy - РЕДКИЕ Удаленные КУРСЫ!

    Эксклюзивные материалы, недоступные на других источниках.

    Откройте доступ к уникальным знаниям прямо сейчас!

    Подробнее

Чтиво Зависимость и контрзависимость: как отличить одно от другого

bart

bart

PRO
Сообщения
44.580
Реакции
22.530
Зависимость и контрзависимость: как отличить одно от другого

Оба явления очень часто встречаются в нашей жизни. Кто-то бежит в отношения с желанием слиться воедино с любимым и ставит себя в зависимость от другого. А кто-то, наоборот, боится даже намека на близость и сразу готов сбежать. Почему так происходит и могут ли такие люди измениться?

1637610885270.png


Почти в любом фильме о любви есть такой герой: он (реже она) сначала активно добивается ее (героиню). Герой предстает перед нами харизматичным, обаятельным — само очарование. И все вроде складывается прекрасно и страстно, пока дело не доходит до эмоциональной близости, которая естественным образом должна зарождаться между героями.

В психологии отношений этот ход абсолютно нормален и адекватен, но не для нашего героя. Как только он понимает, что назревает что-то серьезное, он превращается в отчужденное, холодное «чудовище» и начинает отстраняться, избегать общения и резко искать контакты на стороне.

Почему? Потому что нашему вниманию режиссеры очень любят представлять именно таких контрзависимых персонажей.

В противоположность этому поведению существует история про всепоглощающую, жертвенную любовь, которая, как правило, является сильной зависимостью. В таких отношениях главным элементом мироздания для созависимого становится другой человек, который получает роль определяющего фактора во всем: в настроении, самочувствии, самооценке, планах, уверенности в себе и в завтрашнем дне.

Такое состояние специалисты называют созависимостью — оно искажает восприятие, ломает границы личности и разрушает жизнь

Почему так происходит?

Есть мнение, что созависимость происходит из-за нарушений в процессе разделения с матерью в раннем детстве. Сегодня считается, что с момента рождения до двух-трех лет ребенок не осознает себя как отдельное от мамы существо.

Однако со временем, на основе доверия и ощущения безопасности, у него возникает желание исследовать мир, обретая психологическую независимость от мамы. Если же процесс разделения не завершается или идет неправильно, собственное «я» у ребенка оказывается нечетким, а границы личности остаются проницаемыми.

Логично, что если существует одна крайность — созависимые люди, которым не хватает самодостаточности, есть и другая — те, кто с трудом вступает в близкие отношения. Этот тип нарушений обычно называется контрзависимостью.

Но нельзя забывать, что нарушения привязанности — это именно спектр с разными оттенками и степенью проявления. Не нужно воспринимать созависимость и контрзависимость как черно-белую дихотомию без нюансов.

В основе стремления к слиянию и к избеганию близости лежит одно и то же чувство — уязвимость

Человек ощущает себя весьма уязвимым, он постоянно ощущает угрозу или страх. Только этот страх разный.

  • В случае созависимых отношений человек ощущает себя уязвимым, находясь наедине с собой, ему нужен кто-то рядом, чтобы через отношения идентифицировать себя. Фактически другой человек нужен в функции зеркала, в котором можно отразиться и понять «я есть, я хороший». Или, наоборот, «я есть, но я плохой».
  • В контрзависимых отношениях наблюдается уязвимость другого рода — боязнь быть непринятым, отвергнутым, страх подойти близко и обжечься. Что, вполне возможно, случалось уже не один раз. Это действительно очень страшно — снова приблизиться к тому, что угрожает.

И то, и другое про отказ от себя. Важно понимать, что стремление жить интересами и потребностями других людей (или уходить в работу) иногда бывает неосознанным бегством от сближения с собой.

Когда человек начинает приближаться к себе, то на поверхности появляется много страхов и тревог из-за прошлого травмирующего опыта, который не был пережит. Способа сделать так, чтобы не болело и тогда, и сейчас — нет. А так хочется избежать неприятных ощущений! И тогда любая из представленных выше форм поведения может быть удобна для избегания боли — либо жизнь в слиянии, либо бегство от близости.

Кажется, что современное общество где-то даже поощряет контрзависимое поведение

Сегодня высоко ценится индивидуальность, люди учатся быть (или хотя бы выглядеть) самодостаточными, сильными.

Необходимая для человека с контрзависимостью дистанция может выстраиваться разными способами.
  • Как правило, он не очень любит говорить о чувствах — внезапно проявив нежность, либо снова замыкается в себе, либо спешит снизить градус сентиментальности какой-нибудь саркастичной репликой.
  • Он специально ограничивает время, проводимое со значимым человеком, и стремится заполнить свою жизнь разными делами и увлечениями, которые в случае чего могут отвлечь его от слишком сильной привязанности.
  • Наличие постоянного маятника «ближе-дальше» для такого человека — вынужденная попытка усидеть на двух стульях: не потерять того, кто уже стал дорог, и при этом не попасть в пугающую «мясорубку» неконтролируемых чувств.

Но есть и хорошие новости: при определенной работе над собой (не без помощи психолога, психотерапевта) и поддержке со стороны близких у избегающего и зависимого есть шансы исправить ситуацию.

Об авторе
Юлия Свириденко — психолог, коуч, сооснователь онлайн-школы психологии и коучинга Lifestream.
 
Сверху Снизу