• TopKursy - РЕДКИЕ Удаленные КУРСЫ!

    Эксклюзивные материалы, недоступные на других источниках.

    Откройте доступ к уникальным знаниям прямо сейчас!

    Подробнее

Чтиво Смех и слезы: как работает провокативная психотерапия

bart

bart

PRO
Сообщения
44.555
Реакции
22.526
Смех и слезы: как работает провокативная психотерапия

1644075773816.png


Психотерапевты уже не один десяток лет используют в своей работе провокативный метод, но он все еще вызывает много вопросов. Почему этот способ работает? Где проходит граница между провокацией и агрессией? Может ли специалист травмировать пациента? Разбираемся вместе с гештальт-терапевтом.

Зал набит до отказа. Участники тренинга тянут руки, чтобы задать свой вопрос, и микрофон получает молодая женщина. Она пытается задать вопрос и заливается слезами: «Моему ребенку всего полгода. Уже не первый раз он выскальзывает из моих рук и падает. Почему?»

Вопрос обрывается, мать не может говорить. Она рыдает, и вместе с ней — все остальные. Тренер подходит ближе и заглядывает ей в глаза: «А почему вы бросаете своего ребенка?» Внезапный вопрос лишает женщину дара речи. Зал возмущенно гудит.

ПО ТУ СТОРОНУ ЗАНАВЕСА
Это прием провокативной психотерапии. Ведущий тренинга — Марик Хазин.

Гештальт-терапевт, режиссер, музыкант, художник, автор книг и создатель собственного направления — экспрессивно-творческого метода развития личности, в котором сочетаются гештальт-подход, психодрама, контактная импровизация, арт-терапия, актерское мастерство и тайцзи-цюань. В работе с клиентами и на тренингах Марик в числе прочего использует и приемы провокативной психотерапии, но придерживаясь определенных принципов.

«Я смотрю на человека и доверяю своей интуиции. Вижу, когда можно задать провокационный вопрос, а когда не стоит. Кому подойдет этот метод, а с кем стоит общаться иначе. В арсенале тренера, психотерапевта должно быть несколько направлений. И провокативное может быть лишь одним из многих».


ЮМОР И ДОБРОТА
«Терапевтический эффект провокации невозможен без юмора (но не сарказма) и доброты, — поясняет Марик Хазин. — Юмор помогает снять напряжение, изменить взгляд на проблему. А доброта и желание помочь человеку делают все эти шутки действительно терапией». О том же Фарелли клиенты говорили как о заботливом отце, с которым комфортно и безопасно.

По словам Марика, провокативный метод (как, впрочем, и другие) — как скальпель в руках хирурга. Если психотерапевт обладает опытом, обширными знаниями и интуицией, то «операция» пройдет успешно и поможет клиенту избавиться от проблемы. Но в руках дилетанта скальпель становится опасным оружием.


«НЕ ВЛЕЗАЙ, УБЬЕТ»
Эту фразу раньше писали на трансформаторных будках с высоким напряжением. Сейчас она была бы уместна на сайтах псевдотренеров и инста-коучей, которые, окончив недельные курсы, предлагают консультации с использованием провокативной терапии.
К сожалению, цена их непрофессионализма для клиентов может быть слишком велика. Неуместно и неграмотно примененная провокация может вызвать обратную реакцию, причинить вред, в отдельных случаях привести к обострению психологической травмы.
Как понять, что перед вами — эксперт, достойный доверия? К сожалению, критерии подобрать непросто. В числе прочего стоит задуматься о стоимости сессии.
«Если она слишком низкая, возникает вопрос о квалификации коуча или тренера, — считает Марик Хазин. — Если изрядно завышена — возможно, это уже не психотерапия, а способ заработать на вас».
Доверяя себя психологу, в любом случае проверяйте, где и какое он получил образование, где, у кого и как долго учился психотерапии. Недельные или даже месячные курсы не могут превратить вчерашнего менеджера в специалиста. Прочитайте отзывы других клиентов. Помните о юморе и доброте психотерапевта, которые необходимы в провокативной терапии.
И самое главное, советует Марик, — прислушивайтесь к своей интуиции.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
В последний день тренинга та самая женщина снова попросила микрофон. Шокировавший зал вопрос, зачем она роняет своего ребенка, привел ее к пониманию своего состояния. Став матерью, она не была готова к тяготам родительства и ответственности за дитя. Внутренний конфликт вскрылся, она осознала и признала свои чувства. И ни разу с тех пор не уронила малыша.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
Метод был придуман и разработан психотерапевтом Фрэнком Фарелли, который в 1974 году описал его в книге «Провокативная терапия». В работе с одним из пациентов Фарелли сделал неожиданный ход, который сдвинул терапевтическую работу с мертвой точки.

Посещавший его мужчина, казалось, застрял в бесконечном самобичевании, обвиняя себя во всех возможных неудачах. Поддержка психотерапевта не помогала, и тогда Фарелли внезапно согласился: «Да, ты лузер…» С юмором доводя обвинения до абсурда, терапевт добился того, что клиент стал ему перечить, перечисляя свои сильные стороны: «Я продолжал его дразнить, а он краснел и посмеивался. Он оживал у меня на глазах, и это было как воскрешение из мертвых».


О методе
Провокативная (провокационная) психотерапия — это метод психологической практики, помогающий клиенту изменить отношение к проблеме, себе самому и своим возможностям. Приемы ПТ помогают человеку иначе посмотреть на ситуацию, выйти из позиции «жертвы», увидеть новые варианты решения. Применение провокативного метода можно увидеть в российском сериале «Триггер».
39 парадоксальных принципов провокативной терапии от Фрэнка Фарелли
  1. Входи в физический контакт.
  2. Используй шутливый тон; меняй на гипнотический, если клиент задумался; будь в замешательстве, если не знаешь, что делать.
  3. Невербально отзеркаливай клиента.
  4. Используй анекдоты.
  5. Фокусируйся только на клиенте.
  6. Никогда не помогай клиенту!
  7. Не следуй логике в последовательном ходе сессии.
  8. Будь выпадающим из темы и даже глухим.
  9. Помни, что цель — провоцировать поведение, соответствующее ситуации.
  10. Иди вперед за эмоциями.
  11. Будь слеп к останавливающим тебя сигналам клиента.
  12. Описывай клиенту, что значат его жесты.
  13. Всегда уточняй, что клиент имеет в виду.
  14. Используй транс клиента для внушений.
  15. Будь серьезным к травматическом опыту клиента, все выспроси, потом — действуй.
  16. Веди себя неестественно, точно так же, как ведет себя клиент.
  17. Перебивай его, «не давай и слова сказать».
  18. Передразнивай клиента.
  19. Показывай клиенту, как реагирует на него аудитория.
  20. Неправильно интерпретируй (позитивно) коммуникативные трудности клиента.
  21. Спокойно констатируй, что ничего не меняется к лучшему.
  22. Тупо подрывай ожидаемую клиентом обратную связь.
  23. Заставляй повторять клиента найденные им «истины».
  24. Широко и интенсивно используй свою фантазию.
  25. Все всегда сильнее и отчетливее, чем кажется на самом деле.
  26. Используй абсурд, как это делал Дали.
  27. Давай абсурдные толкования проблем.
  28. Выделяй и усиливай установки клиента вплоть до разрешения проблемы.
  29. Клиент всегда дерьмо.
  30. Выставляй напоказ телесные недостатки клиента.
  31. Разрушай культурные, половые и сословные стереотипы.
  32. Сам войди в состояние хихикающего подростка.
  33. В то же время будь теплым и понимающим.
  34. Следуй своей интуиции.
  35. Включи «внутренний телевизор» и наблюдай за всеми участниками процесса.
  36. Обращай вину с субъекта на окружение и наоборот.
  37. Принимай разные стороны конфликта.
  38. Требуй, чтобы клиент выступал интересно.
  39. Будь всегда безумнее клиента.
 
Сверху Снизу