bart
PRO
- Сообщения
- 44.555
- Реакции
- 22.526
Смех и слезы: как работает провокативная психотерапия
Психотерапевты уже не один десяток лет используют в своей работе провокативный метод, но он все еще вызывает много вопросов. Почему этот способ работает? Где проходит граница между провокацией и агрессией? Может ли специалист травмировать пациента? Разбираемся вместе с гештальт-терапевтом.
Зал набит до отказа. Участники тренинга тянут руки, чтобы задать свой вопрос, и микрофон получает молодая женщина. Она пытается задать вопрос и заливается слезами: «Моему ребенку всего полгода. Уже не первый раз он выскальзывает из моих рук и падает. Почему?»
Вопрос обрывается, мать не может говорить. Она рыдает, и вместе с ней — все остальные. Тренер подходит ближе и заглядывает ей в глаза: «А почему вы бросаете своего ребенка?» Внезапный вопрос лишает женщину дара речи. Зал возмущенно гудит.
ПО ТУ СТОРОНУ ЗАНАВЕСА
Это прием провокативной психотерапии. Ведущий тренинга — Марик Хазин.
Гештальт-терапевт, режиссер, музыкант, художник, автор книг и создатель собственного направления — экспрессивно-творческого метода развития личности, в котором сочетаются гештальт-подход, психодрама, контактная импровизация, арт-терапия, актерское мастерство и тайцзи-цюань. В работе с клиентами и на тренингах Марик в числе прочего использует и приемы провокативной психотерапии, но придерживаясь определенных принципов.
«Я смотрю на человека и доверяю своей интуиции. Вижу, когда можно задать провокационный вопрос, а когда не стоит. Кому подойдет этот метод, а с кем стоит общаться иначе. В арсенале тренера, психотерапевта должно быть несколько направлений. И провокативное может быть лишь одним из многих».
ЮМОР И ДОБРОТА
«Терапевтический эффект провокации невозможен без юмора (но не сарказма) и доброты, — поясняет Марик Хазин. — Юмор помогает снять напряжение, изменить взгляд на проблему. А доброта и желание помочь человеку делают все эти шутки действительно терапией». О том же Фарелли клиенты говорили как о заботливом отце, с которым комфортно и безопасно.
По словам Марика, провокативный метод (как, впрочем, и другие) — как скальпель в руках хирурга. Если психотерапевт обладает опытом, обширными знаниями и интуицией, то «операция» пройдет успешно и поможет клиенту избавиться от проблемы. Но в руках дилетанта скальпель становится опасным оружием.
«НЕ ВЛЕЗАЙ, УБЬЕТ»
Эту фразу раньше писали на трансформаторных будках с высоким напряжением. Сейчас она была бы уместна на сайтах псевдотренеров и инста-коучей, которые, окончив недельные курсы, предлагают консультации с использованием провокативной терапии.
К сожалению, цена их непрофессионализма для клиентов может быть слишком велика. Неуместно и неграмотно примененная провокация может вызвать обратную реакцию, причинить вред, в отдельных случаях привести к обострению психологической травмы.
Как понять, что перед вами — эксперт, достойный доверия? К сожалению, критерии подобрать непросто. В числе прочего стоит задуматься о стоимости сессии.
«Если она слишком низкая, возникает вопрос о квалификации коуча или тренера, — считает Марик Хазин. — Если изрядно завышена — возможно, это уже не психотерапия, а способ заработать на вас».
Доверяя себя психологу, в любом случае проверяйте, где и какое он получил образование, где, у кого и как долго учился психотерапии. Недельные или даже месячные курсы не могут превратить вчерашнего менеджера в специалиста. Прочитайте отзывы других клиентов. Помните о юморе и доброте психотерапевта, которые необходимы в провокативной терапии.
И самое главное, советует Марик, — прислушивайтесь к своей интуиции.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
В последний день тренинга та самая женщина снова попросила микрофон. Шокировавший зал вопрос, зачем она роняет своего ребенка, привел ее к пониманию своего состояния. Став матерью, она не была готова к тяготам родительства и ответственности за дитя. Внутренний конфликт вскрылся, она осознала и признала свои чувства. И ни разу с тех пор не уронила малыша.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Метод был придуман и разработан психотерапевтом Фрэнком Фарелли, который в 1974 году описал его в книге «Провокативная терапия». В работе с одним из пациентов Фарелли сделал неожиданный ход, который сдвинул терапевтическую работу с мертвой точки.
Посещавший его мужчина, казалось, застрял в бесконечном самобичевании, обвиняя себя во всех возможных неудачах. Поддержка психотерапевта не помогала, и тогда Фарелли внезапно согласился: «Да, ты лузер…» С юмором доводя обвинения до абсурда, терапевт добился того, что клиент стал ему перечить, перечисляя свои сильные стороны: «Я продолжал его дразнить, а он краснел и посмеивался. Он оживал у меня на глазах, и это было как воскрешение из мертвых».
О методе
Провокативная (провокационная) психотерапия — это метод психологической практики, помогающий клиенту изменить отношение к проблеме, себе самому и своим возможностям. Приемы ПТ помогают человеку иначе посмотреть на ситуацию, выйти из позиции «жертвы», увидеть новые варианты решения. Применение провокативного метода можно увидеть в российском сериале «Триггер».
39 парадоксальных принципов провокативной терапии от Фрэнка Фарелли
Психотерапевты уже не один десяток лет используют в своей работе провокативный метод, но он все еще вызывает много вопросов. Почему этот способ работает? Где проходит граница между провокацией и агрессией? Может ли специалист травмировать пациента? Разбираемся вместе с гештальт-терапевтом.
Зал набит до отказа. Участники тренинга тянут руки, чтобы задать свой вопрос, и микрофон получает молодая женщина. Она пытается задать вопрос и заливается слезами: «Моему ребенку всего полгода. Уже не первый раз он выскальзывает из моих рук и падает. Почему?»
Вопрос обрывается, мать не может говорить. Она рыдает, и вместе с ней — все остальные. Тренер подходит ближе и заглядывает ей в глаза: «А почему вы бросаете своего ребенка?» Внезапный вопрос лишает женщину дара речи. Зал возмущенно гудит.
ПО ТУ СТОРОНУ ЗАНАВЕСА
Это прием провокативной психотерапии. Ведущий тренинга — Марик Хазин.
Гештальт-терапевт, режиссер, музыкант, художник, автор книг и создатель собственного направления — экспрессивно-творческого метода развития личности, в котором сочетаются гештальт-подход, психодрама, контактная импровизация, арт-терапия, актерское мастерство и тайцзи-цюань. В работе с клиентами и на тренингах Марик в числе прочего использует и приемы провокативной психотерапии, но придерживаясь определенных принципов.
«Я смотрю на человека и доверяю своей интуиции. Вижу, когда можно задать провокационный вопрос, а когда не стоит. Кому подойдет этот метод, а с кем стоит общаться иначе. В арсенале тренера, психотерапевта должно быть несколько направлений. И провокативное может быть лишь одним из многих».
ЮМОР И ДОБРОТА
«Терапевтический эффект провокации невозможен без юмора (но не сарказма) и доброты, — поясняет Марик Хазин. — Юмор помогает снять напряжение, изменить взгляд на проблему. А доброта и желание помочь человеку делают все эти шутки действительно терапией». О том же Фарелли клиенты говорили как о заботливом отце, с которым комфортно и безопасно.
По словам Марика, провокативный метод (как, впрочем, и другие) — как скальпель в руках хирурга. Если психотерапевт обладает опытом, обширными знаниями и интуицией, то «операция» пройдет успешно и поможет клиенту избавиться от проблемы. Но в руках дилетанта скальпель становится опасным оружием.
«НЕ ВЛЕЗАЙ, УБЬЕТ»
Эту фразу раньше писали на трансформаторных будках с высоким напряжением. Сейчас она была бы уместна на сайтах псевдотренеров и инста-коучей, которые, окончив недельные курсы, предлагают консультации с использованием провокативной терапии.
К сожалению, цена их непрофессионализма для клиентов может быть слишком велика. Неуместно и неграмотно примененная провокация может вызвать обратную реакцию, причинить вред, в отдельных случаях привести к обострению психологической травмы.
Как понять, что перед вами — эксперт, достойный доверия? К сожалению, критерии подобрать непросто. В числе прочего стоит задуматься о стоимости сессии.
«Если она слишком низкая, возникает вопрос о квалификации коуча или тренера, — считает Марик Хазин. — Если изрядно завышена — возможно, это уже не психотерапия, а способ заработать на вас».
Доверяя себя психологу, в любом случае проверяйте, где и какое он получил образование, где, у кого и как долго учился психотерапии. Недельные или даже месячные курсы не могут превратить вчерашнего менеджера в специалиста. Прочитайте отзывы других клиентов. Помните о юморе и доброте психотерапевта, которые необходимы в провокативной терапии.
И самое главное, советует Марик, — прислушивайтесь к своей интуиции.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
В последний день тренинга та самая женщина снова попросила микрофон. Шокировавший зал вопрос, зачем она роняет своего ребенка, привел ее к пониманию своего состояния. Став матерью, она не была готова к тяготам родительства и ответственности за дитя. Внутренний конфликт вскрылся, она осознала и признала свои чувства. И ни разу с тех пор не уронила малыша.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Метод был придуман и разработан психотерапевтом Фрэнком Фарелли, который в 1974 году описал его в книге «Провокативная терапия». В работе с одним из пациентов Фарелли сделал неожиданный ход, который сдвинул терапевтическую работу с мертвой точки.
Посещавший его мужчина, казалось, застрял в бесконечном самобичевании, обвиняя себя во всех возможных неудачах. Поддержка психотерапевта не помогала, и тогда Фарелли внезапно согласился: «Да, ты лузер…» С юмором доводя обвинения до абсурда, терапевт добился того, что клиент стал ему перечить, перечисляя свои сильные стороны: «Я продолжал его дразнить, а он краснел и посмеивался. Он оживал у меня на глазах, и это было как воскрешение из мертвых».
О методе
Провокативная (провокационная) психотерапия — это метод психологической практики, помогающий клиенту изменить отношение к проблеме, себе самому и своим возможностям. Приемы ПТ помогают человеку иначе посмотреть на ситуацию, выйти из позиции «жертвы», увидеть новые варианты решения. Применение провокативного метода можно увидеть в российском сериале «Триггер».
39 парадоксальных принципов провокативной терапии от Фрэнка Фарелли
- Входи в физический контакт.
- Используй шутливый тон; меняй на гипнотический, если клиент задумался; будь в замешательстве, если не знаешь, что делать.
- Невербально отзеркаливай клиента.
- Используй анекдоты.
- Фокусируйся только на клиенте.
- Никогда не помогай клиенту!
- Не следуй логике в последовательном ходе сессии.
- Будь выпадающим из темы и даже глухим.
- Помни, что цель — провоцировать поведение, соответствующее ситуации.
- Иди вперед за эмоциями.
- Будь слеп к останавливающим тебя сигналам клиента.
- Описывай клиенту, что значат его жесты.
- Всегда уточняй, что клиент имеет в виду.
- Используй транс клиента для внушений.
- Будь серьезным к травматическом опыту клиента, все выспроси, потом — действуй.
- Веди себя неестественно, точно так же, как ведет себя клиент.
- Перебивай его, «не давай и слова сказать».
- Передразнивай клиента.
- Показывай клиенту, как реагирует на него аудитория.
- Неправильно интерпретируй (позитивно) коммуникативные трудности клиента.
- Спокойно констатируй, что ничего не меняется к лучшему.
- Тупо подрывай ожидаемую клиентом обратную связь.
- Заставляй повторять клиента найденные им «истины».
- Широко и интенсивно используй свою фантазию.
- Все всегда сильнее и отчетливее, чем кажется на самом деле.
- Используй абсурд, как это делал Дали.
- Давай абсурдные толкования проблем.
- Выделяй и усиливай установки клиента вплоть до разрешения проблемы.
- Клиент всегда дерьмо.
- Выставляй напоказ телесные недостатки клиента.
- Разрушай культурные, половые и сословные стереотипы.
- Сам войди в состояние хихикающего подростка.
- В то же время будь теплым и понимающим.
- Следуй своей интуиции.
- Включи «внутренний телевизор» и наблюдай за всеми участниками процесса.
- Обращай вину с субъекта на окружение и наоборот.
- Принимай разные стороны конфликта.
- Требуй, чтобы клиент выступал интересно.
- Будь всегда безумнее клиента.