• TopKursy - РЕДКИЕ Удаленные КУРСЫ!

    Эксклюзивные материалы, недоступные на других источниках.

    Откройте доступ к уникальным знаниям прямо сейчас!

    Подробнее

Чтиво Отрицание, замещение, проекция: как психика нас защищает

wowpro

wowpro

Unlimited
Сообщения
14.298
Реакции
11.143
Отрицание, замещение, проекция: как психика нас защищает

Не признавать очевидного. Прийти домой и сорваться на семью после трудного рабочего дня. Приписывать другим, ничего не подозревающим людям, скрытую неприязнь к нам. Знакомо, правда? Зигмунд Фрейд исследовал эти механизмы, и его теория до сих пор остается актуальной. Как заметить их в повседневном поведении?

upload_2020-9-19_18-4-44.png


Сегодня Фрейд кажется фигурой из прошлого и ассоциируется преимущественно с концепцией либидо и сексуальности. Однако многие его идеи не потеряли своей актуальности.

«Мои студенты по-прежнему изучают отрицание, проекции и прочие защитные механизмы, а также бессознательное, психосексуальность, психосоматику, перенос и контрперенос. Возможно, они не знают о самом Фрейде почти ничего, но совершенно точно признают его огромный вклад в науку», — пишет Энтони Смит, психолог и преподаватель курса психопатологии в Массачусетском университете.

В целом защитных механизмов довольно много, от чисто адаптивных подходов вроде юмора и предчувствия до таких специфических состояний, как вытеснение и явное психотическое искажение. Фрейд, уделявший бесчисленное количество часов каждому пациенту, сумел понять, что разные способы поведения, которые не дают добиться прогресса в лечении, — не что иное, как подсознательная защита эго.

Поговорим о трех способах защиты.

ОТРИЦАНИЕ
Пожалуй, с ним знакомы все. Порой мы не верим в происходящее и говорим: «Такое не могло случиться со мной». Это нормально. Однако есть люди, которые буквально живут в отрицании, то есть решают серьезные проблемы, попросту отказываясь от мыслей, чувств и очевидных фактов, которые слишком тяжело осознавать.

«Во время работы в изоляторе временного содержания я не раз слышал, как заключенные цепляются за призрачную надежду с помощью спасительного отрицания, — вспоминает Энтони Смит. — Самый невероятный случай, с которым мне пришлось столкнуться, — подозреваемый в громком деле об убийстве, где было немало свидетелей, заявил: «После суда меня сразу отпустят домой. Это сделал мой двоюродный брат. Мы похожи. Адвокат сказал, что наши ДНК могут совпадать, но они держат меня тут из-за показаний».

Психотерапевт всегда замечает отрицание, но было бы некорректно называть его просто ложью. Это бессознательный защитный механизм, временами достигающий масштабов бреда. Сам пациент этого не осознает. Задача специалиста — приблизить человека к реальности, по крайней мере, предложить альтернативные способы восприятия.

С теми, кто мысленно застрял в «Это не могло случиться со мной», рассматривается вероятность того, что «это» случилось и стоит вести себя иначе. Доктору Смиту понадобилось немало времени, прежде чем упомянутый заключенный хотя бы допустил, что ему может грозить пожизненный срок, и более-менее осознал, что проведет остаток дней в тюрьме.

ЗАМЕЩЕНИЕ
Попадался ли вам настолько вредный босс, что вы желали ему провалиться сквозь землю? Скорее всего, на работе вы сдерживались, зато дома в сердцах без причины могли кричать на детей. Это и есть замещение: желания смещаются с исходного объекта на более подходящий безобидный заменитель.

Такое нередко происходит с детьми, которые грубят учителям. Учитель — авторитетная фигура, временно заменяющая родителя, причем многое зависит от пола. Например, у ребенка напряженные отношения с отцом, но перечить ему небезопасно, и вся затаенная ненависть выплескивается на учителя-мужчину.

Иногда это служит второстепенным целям. Скажем, отец работает во вторую смену, и ребенок не хочет с ним пересекаться. Он усвоил, что за дерзости в адрес учителя наверняка придется отсидеть лишний час после уроков, значит, он попадет домой, когда отца уже не будет.

В таких случаях в терапии специалисты помогают клиенту понять, где скрывается настоящая проблема, и научиться ей противостоять.

Еще один пример из практики Энтони Смита — мальчик с хронически неудовлетворительным поведением в школе. Причем агрессия была направлена на учительниц. Психолог спросил, нет ли у него враждебных чувств к матери, о которых он никогда не говорил. И мальчик рассказал: он не может забыть, что она не защитила его от отца, когда тот набросился на него с побоями.

Поскольку мать олицетворяла для него единственную стабильную привязанность, не в его интересах было вступать с ней в конфликт. Поэтому он не нашел лучшего способа, чем выместить свою обиду на тех, кто символизирует материнскую фигуру. Справиться с проблемой помогла совместная терапия, в ходе которой удалось разобраться, что произошло, когда отец мальчика еще жил в семье.

ПРОЕКЦИЯ
Если вам было за что-то стыдно и казалось, что даже незнакомые люди смотрят на вас осуждающе, — это проекция. Так называется состояние, при котором кажется, будто окружающие воспринимают нас так же, как и мы сами. Однако патологическая проекция «включается» бессознательно.

Рассмотрим в качестве примера избегающее расстройство личности. Для пациентов с таким диагнозом характерна крайне низкая самооценка, что приводит к социальному избеганию. Они относятся к себе как к последнему ничтожеству, но скрывают это изо всех сил, боясь потерять лицо.

Проекции часто встречаются у пациентов с депрессией, которые тоже уверены, что все относятся к ним так же плохо, как они сами. При подобном иррациональном мышлении достаточно попросить представить доказательства, что их действительно ни во что не ставят. Почти никому это не удается.

Терапевт должен донести до пациента, что его страхи надуманы. Тот должен хотя бы допустить мысль, что другие будут рады принять его в свою компанию.

Даже общие знания о трех основных защитных механизмах помогают лучше понять себя и других, а также усиливают действие терапии.
 
Сверху Снизу