• TopKursy - РЕДКИЕ Удаленные КУРСЫ!

    Эксклюзивные материалы, недоступные на других источниках.

    Откройте доступ к уникальным знаниям прямо сейчас!

    Подробнее

Чтиво Кто такие инфоцыгане, или Эффект доктора Фокса

wowpro

wowpro

Unlimited
Сообщения
14.298
Реакции
11.139
Кто такие инфоцыгане, или Эффект доктора Фокса

Чтобы достичь большого успеха в каком-либо деле, надо обладать специфическими знаниями. Кто готов ими с нами поделиться? «Коучи», «бизнес-тренеры», «психологи» и «гуру». Но только за большие деньги и, скорее всего, без каких-либо гарантий. Как и почему мы попадаемся на крючок псевдоэкспертов?
Елена Сивкова

1618897607398.png


КТО ТАКОЙ ДОКТОР ФОКС
«Слово предоставляется доктору Майрону Л. Фоксу!» Аудитория замерла. Студенты-психологи, психиатры, социальные работники и специалисты смежных специальностей пришли на лекцию авторитетного ученого и эксперта в области математической теории игр1.

Доктор Фокс говорил уверенно и красиво. Уместно и остроумно шутил, употреблял множество знакомых и незнакомых слушателям научных терминов. К концу лекции все были очарованы. Слушателям предложили поделиться впечатлениями: они высоко оценили познания ученого, его вклад в науку и умение увлечь аудиторию. Сообщили, что испытывают удовлетворение от познавательной лекции и приятно впечатлены. Кто-то даже припомнил, что читал статьи доктора Фокса.

А затем аудитории рассказали правду. «Доктор Фокс» оказался актером, который не имел ни ученой степени, ни глубоких познаний в области теории игр. Его речь была построена на основании одной прочитанной им на эту тему статьи. А успех у публики был связан с его личным обаянием и умением подать себя.

Авторы этого эксперимента, проведенного в 1970 году, — Дональд Нафтулин, Джон Уэр и Франк Донелли — хотели проверить свою теорию. Они предполагали, что студенты оценивают скорее манеру донесения информации, чем содержание речи. Результаты они опубликовали в научно-популярном журнале Scientific American, назвав это явление «соблазнением» в образовании.

«КАК УПРАВЛЯТЬ ВСЕЛЕННОЙ, НЕ ПРИВЛЕКАЯ ВНИМАНИЯ САНИТАРОВ»
«Эффектом доктора Фокса» назвали психологический феномен, при котором харизма лектора и его выразительность маскируют бессмысленность или банальность речи.

Включите телевизор, зайдите в интернет, и вы увидите множество примеров, как работает этот эффект. Послушайте речи политиков, «экстрасенсов», «бизнес-тренеров», инстаграм-коучей и псевдопсихологов, а также всевозможных гуру — только не спутайте их с психологами, тренерами и коучами, которые тоже представляют себя в Сети, но имеют полноценное образование.

Харизматичный, обаятельный и излучающий уверенность спикер с «хорошо подвешенным языком» вызывает симпатию и доверие. Но далеко не всегда он действительно хороший специалист... И тут как раз уместно вспомнить термин «соблазнение». Именно им занимаются псевдоэксперты, которым доверчивые слушатели несут деньги — за «консультации», «сеансы» и прочие псевдоуслуги.

В интернете их называют «инфоцыганами», так как они уверенно соблазняют людей информационным мусором. Например, проводят тренинги «Как заработать миллион», собрав этот самый миллион за продажу билетов на тренинги. Организуют мастер-классы «Как стать успешным блогером за две недели», вебинары «Выйти замуж за миллиардера» и прочие мероприятия, где вас «научат» достигать цели.

ЧТО ПОМОГАЕТ ИНФОЦЫГАНАМ НАС ОБМАНЫВАТЬ?
  • В экспериментах с лекциями доктора Фокса большое значение имело то, что его представили как эксперта в своей области. Это формирует «гало-эффект» — заранее считая человека авторитетным и умным, мы склонны больше ему доверять
  • Важно то, как выглядит выступающий — его одежда всегда соответствует образу успешного человека
  • Не менее важна «невербалика» — язык тела, движения, жесты
  • Нас очаровывают чувство юмора и уверенность говорящего, его манера говорить красиво и естественно, а также умение жонглировать «кодовыми словами» и терминами
  • Харизма и экстравертность делают спикера одновременно «особенным» и «своим»

Психотерапевт, телесно-ориентированный терапевт и актриса Екатерина Приморская отмечает: «Если я понимаю, что даю моим студентам-психологам слишком много информации, то использую свою первую профессию (актрисы. — Прим. ред.), чтобы включить их внимание.

Я абсолютно убеждена, что эффект инфоцыган — это история про соблазнение. Если основная цель — соблазнить и привлечь внимание, то эффект работает отлично. Они могут соблазнять под каким угодно прикрытием, но самое популярное, вероятно, это психология.

Однако без харизмы, личного обаяния и увлеченности «спикера» ничего не получится. Ведь тот, кто увлечен и верит в то, что говорит, будет иметь больше зрителей, чем крутой, но не артистичный профессионал, у которого нет цели понравиться аудитории».

КАК МОЖНО СЕБЯ ОБЕЗОПАСИТЬ?
Само по себе знание об «эффекте доктора Фокса» не спасет вас от возможных мошенников-инфоцыган. Поэтому, чтобы уберечь свой кошелек от пустых трат, надо подключать критическое мышление.

Если вы очарованы харизматической личностью, которая обещает вам «волшебную таблетку», когда вы заплатите, — сделайте шаг назад. Остановитесь и подумайте — не доктор ли Фокс перед вами. Если это коуч или психолог, проверьте, есть ли у него соответствующее высшее образование.

Если вам обещают легкие деньги или простой способ заработать — соберите информацию об этом человеке. И помните слова аферистов из сериала «Виртуозы»: «Первое правило мошенника — не обманывать честных людей. Ищи того, кто хочет взять, не дав ничего. И оставь его ни с чем за это «ничего».

Екатерина Приморская — интегративный психотерапевт, телесно-ориентированный психолог, фототерапевт
 
Сверху Снизу