wowpro
Unlimited
- Сообщения
- 14.298
- Реакции
- 11.138
Какой совет себе в прошлом дают менеджеры и предприниматели?
Несколько полезных советов, которые очень помогут тем, кто только начинает свой бизнес или планирует карьеру.
Чему уделили бы больше внимания основатели бизнеса при создании компании, если бы могли вернуться в прошлое? Что могло бы сделать компанию успешнее? О каких поступках жалеет главный врач больницы?
Из этого обзора вы узнаете, какие советы эксперты дали бы себе в прошлом.
Артем Ступак, сооснователь и коммерческий директор «АйдоЛаб»
Учитывая опыт последних 10 лет, прошедших экономических и других кризисов, смело могу рекомендовать себе следующее:
Когда заканчивала школу, примерно одинаково хотела поступать на филологический и экономический факультеты университета. Но все же тяга к филологии немного преобладала. Я колебалась. Спросила совета родителей. Папа ответил, что бухгалтер – хлебная профессия, и с ней не пропадешь. Так я поступила на экономический. Моя специальность по диплому – бухгалтерский учет и аудит. Я ни о чем не жалею, хотя бы потому, что это бессмысленно.
Профессия «бухгалтер» интересна для меня. Я работаю с предпринимателями. С ними не бывает скучно! Постоянно меняются планы, идеи фонтанируют. И законодательство не отстает. Этой весной днем выступает президент, вечером мы уже обсуждаем с клиентами нововведения, а с утра применяем на практике.
Желание писать привело к тому, что сначала я написала статью в журнал для бухгалтеров «Имидж бухгалтера», потом стала писать специализированные статьи по налогам, а затем — творить на более широкую аудиторию соцсетей.
Мой совет себе в прошлом — при принятии решений прислушиваться к своим внутренним ощущениям и не спрашивать советов.
Максим Часовиков, руководитель профессионального сообщества, эксперт
По существу, тут есть два возможных варианта ответа: как действовать в конкретной ситуации, опираясь на постзнание и – какие ценности стоит поменять, исходя из текущей ситуации.
В первом случае, конечно, я бы дал советы по инвестированию – в начале августов 1998 и 2008 года – нужно было покупать доллары, в том числе и занимая рубли, это же относится и к декабрю 2014 года. Так же хорошим решением было бы в начале 2015 года купить биткоины и продать их в конце 2018 года. Наверное, это хороший совет и его разделят все. Но он ничего не дает нам сейчас, единственный вывод, который можно из него сделать – если ты точно знаешь, как оно будет в будущем, то точно сможешь с успехом реализовать инвестиционную стратегию.
Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner
Дала бы себе сразу несколько советов: купить офис раньше, больше путешествовать, учить языки и нанять няню, как только будет возможность. Мое агентство работает с 2006 года, а обзавелось собственным пространством только в 2020 — много воды утекло за 14 лет. Путешествия и языки расширяют картину мира резко и навсегда. 16 августа вернулась с Кавказа со статусом «Альпинист России» — покорила одну из вершин Эльбруса.
Алексей Королюк, генеральный директор REG.RU
Прагматичный совет: регистрировать не «креативные», а простые домены
11 августа 1998 года я сидел на Арбате в хостинг-компании «Русский Экспресс» и регистрировал домен cetis.ru для веб-студии «Цэтис», директором которой тогда был. Сотрудник отправлял все документы для регистрации по факсу в РосНИИРОС, я платил 120 долларов за регистрацию и совершалась магия. Примерно в это же время я регистрировал в свой профессиональный портфель домены в духе free-time.ru, imok.ru и прочие «креативные» адреса. В тот момент еще были свободны многие простые домены, состоящие в том числе из наиболее употребимых слов современного русского языка: god.ru (1999 год), stol.ru, drug.ru, mir.ru (2000 год), privet.ru (2003 год). Сегодня подобные домены высоко ценятся на рынке.
Вадим Глушков, руководитель строительной компании СМР5
Если бы я мог вернуться в прошлое и дать совет, я бы сказал молодому Вадиму при основании компании – сразу строй команду профессионалов. Не надо делать все самому. Да, крутые специалисты стоят денег, но с ними и эффективность компании, качество обслуживания клиентов, а значит, и рост намного эффективнее.
Я же первые несколько лет занимался практически всем – проектированием, рекламой, продажами, контролем бригад строителей. Мне некогда было искать точки развития и расти. Я проходил одно обучение за другим и шел сам внедрять.
Сейчас у меня строится отличная команда – есть зам по строительству, отдел снабжения, архитектурно-сметный отдел, отдел продаж. И я думаю, что если бы начал строить команду раньше, то сегодня моя компания ушла бы далеко вперед.
Владимир Буйвидис, руководитель группы компаний BM Group «Фабрика инноваций»
Зачастую предприниматели учатся в процессе построения бизнеса и, как следствие, совершают много ошибок, потому что невозможно знать все. Мы занимаемся производством интерактивного оборудования. Если повернуть время вспять, я бы больше времени тратил на предпродакшн. Это и визуальная составляющая, и методика продаж, и многое другое.
Сейчас, спустя 5 лет существования компании нам приходится переделывать сайт, менять подачу контента, то, что раньше казалось не таким важным, сейчас стало ключевым. В результате это увеличивает расходную часть, так как любая переделка – это расход, умноженный на два, а то и больше. Иными словами нужно максимально тщательно готовиться к любому проекту, запуску продукта, направлению.
Линар Гарифуллин, основатель сервиса биохакинга Медмаркет
Прежде всего я бы рекомендовал самому себе при принятии решения относительно запуска нового бизнеса считать юнит-экономику с запасом в 30%. Часто идея кажется красивой и прибыльной, но когда декомпозируешь расходы, необходимые для реализации бизнес идеи, понимаешь, что доходы их не покроют. Лучше это понять до старта проекта, чем перестраивать уже запущенный бизнес.
Если бы я запускал бизнес сейчас, гораздо больше внимания уделил бы формированию системы продаж еще до первого дня работы. Кадры, технологии, мотивация, психология – нет мелочей. Начиная бизнес, ты должен понимать, как закрывать сделку, по какому пути идет клиент, какие цели у каждого этапа продаж.
Ольга Шарапова, главный врач ГБУЗ «ГКБ имени Виноградова ДЗМ»
Как и многие, во время начала карьерного пути я была активным прагматиком, который видит лишь работу, а не людей вокруг.
Наверное, если бы не было той жесткости с коллегами – не было бы и выполненных задач, поставленных руководством, но сейчас я бы посоветовала себе в прошлом сосредоточится на получении знаний в области коммуникаций с людьми. Простое человеческое отношение в общении с командой дает положительный эффект на качество выполнения работ. Да, иногда необходимо быть жесткой и требовательной с коллегами, но никогда не жестокой.
В отличие от коммерческих структур, в государственном секторе иная мотивация. Мы более социально-ориентированы, и человеческое отношение играет тут особую роль. Всегда необходимо учиться, учиться грамотно взаимодействовать с окружающими.
Светлана Драгаева, основатель Virry и CEO Fountain Digital Labs
Всегда иметь план Б.
Однажды сотрудник, который был моей правой рукой, сообщил, что уходит, потому что хочет делать свой бизнес. Помню, что эмоции меня накрыли с головой, а кроме того, я чувствовала огромную растерянность. Как же так, ведь я так доверяла ему, давала полную свободу действий.
После того, как я успокоилась, пришло осознание, что я сама жила в мире иллюзий. Руководитель всегда должен знать, чем живет его команда, и понимать, как устроены ключевые процессы. Я не разработчик, не бухгалтер, не дизайнер, не маркетолог и еще 100 разных «не». Но я генеральный директор и скрупулезно отношусь ко всем процессам, которые создают основную ценность нашего продукта. Когда выбираю парки-заповедники, откуда ведутся потом наши трансляции, принимаю в команду разработчиков или веду переговоры с учеными для совместных исследований. Жизнь научила как минимум на базовом уровне разбираться во всех процессах. И теперь ни один проект больше не рухнет, если кто‑то уйдет.
Денис Голубцов, директор по развитию акселератора таргетированных продаж Selvery
У меня был бы один совет: инвестируй как можно раньше. Возможностей было очень много, здесь и валюта, и ценные бумаги, и долевое участие. Например, в 2010 году доллар стоил 30,19 рубля против сегодняшних 73,53 рубля. Многие IT-компании увеличили свою стоимость в десятки или даже сотни раз.
Конечно, многие не смогли пережить частые кризисы. Но даже если говорить о консервативном инвестировании, выгода налицо. Например, акция «Сбербанка» в 2010 году стоила в районе 110 рублей, сегодня – 226,66 рубля. Но есть и более интересные примеры. В 2015 году акции «Тинькофф» стоили всего 1,65 доллара США. Но уже в июле 2020 их цена увеличилась до 26,05 доллара. В общем, была бы возможность отправить себе из прошлого весточку, я бы сказал, что нужно инвестировать. И, конечно, набраться терпения, чтобы переждать очередной финансовый кризис.
Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы КОДЕСТ
Самый важный совет, который я бы дала себе на этапе создания бизнеса: привлекать поменьше учредителей. Выводить их после расхождения взглядов очень сложно, сложнее сохранить дружеские отношения. Несмотря на то, что нам с соучредителями удалось расстаться без обид, многие инициативы и идеи были отсрочены, а это повлекло отложение тех источников дохода которые могли появиться в самом начале.
Также я бы предложила себе не жалеть деньги на рекламу и не тыкать пальцем в небо, а сразу разориться на определенный бюджет и нанять маркетолога, чтобы реклама выстреливала четче. С другой стороны, именно эти ошибки сделали меня и компанию такими какие мы есть сейчас, и это отличный результат.
Несколько полезных советов, которые очень помогут тем, кто только начинает свой бизнес или планирует карьеру.
Чему уделили бы больше внимания основатели бизнеса при создании компании, если бы могли вернуться в прошлое? Что могло бы сделать компанию успешнее? О каких поступках жалеет главный врач больницы?
Из этого обзора вы узнаете, какие советы эксперты дали бы себе в прошлом.
Артем Ступак, сооснователь и коммерческий директор «АйдоЛаб»
Учитывая опыт последних 10 лет, прошедших экономических и других кризисов, смело могу рекомендовать себе следующее:
- Меньше инвестировать в высокорискованные новые проекты. Большую часть чистой прибыли отправлять в свой резервный фонд — формировать запас денег на «всякий случай». Этот самый «всякий случай» стал происходить с нами чаще, чем раз в 10 лет. Исходить из того, что в случае остановки экономической деятельности в стране и мире, возможно, придется жить на «свои» больше года, а еще на эти «свои» не дать умереть организации.
- Перестать в тайне надеяться, что российскому предпринимателю кто-то поможет. Окончательно снять розовые очки и понять, что во время кризиса каждый сам за себя. Пандемия помогла снять маски со всех современных мировых и бизнес лидеров, все проявили свое истинное лицо и отношение к окружающим.
- Больше вкладываться в отношения ближнего круга: родственники, друзья, коллеги. Только те, с кем пуд соли съел, останутся с тобой, когда не будет самого главного объединяющего людей фактора — денег. Как сказал Дон Корлеоне: «Любовь проходит, дружба распадается. И только кровные узы нерушимы навсегда».
Когда заканчивала школу, примерно одинаково хотела поступать на филологический и экономический факультеты университета. Но все же тяга к филологии немного преобладала. Я колебалась. Спросила совета родителей. Папа ответил, что бухгалтер – хлебная профессия, и с ней не пропадешь. Так я поступила на экономический. Моя специальность по диплому – бухгалтерский учет и аудит. Я ни о чем не жалею, хотя бы потому, что это бессмысленно.
Профессия «бухгалтер» интересна для меня. Я работаю с предпринимателями. С ними не бывает скучно! Постоянно меняются планы, идеи фонтанируют. И законодательство не отстает. Этой весной днем выступает президент, вечером мы уже обсуждаем с клиентами нововведения, а с утра применяем на практике.
Желание писать привело к тому, что сначала я написала статью в журнал для бухгалтеров «Имидж бухгалтера», потом стала писать специализированные статьи по налогам, а затем — творить на более широкую аудиторию соцсетей.
Мой совет себе в прошлом — при принятии решений прислушиваться к своим внутренним ощущениям и не спрашивать советов.
Максим Часовиков, руководитель профессионального сообщества, эксперт
По существу, тут есть два возможных варианта ответа: как действовать в конкретной ситуации, опираясь на постзнание и – какие ценности стоит поменять, исходя из текущей ситуации.
В первом случае, конечно, я бы дал советы по инвестированию – в начале августов 1998 и 2008 года – нужно было покупать доллары, в том числе и занимая рубли, это же относится и к декабрю 2014 года. Так же хорошим решением было бы в начале 2015 года купить биткоины и продать их в конце 2018 года. Наверное, это хороший совет и его разделят все. Но он ничего не дает нам сейчас, единственный вывод, который можно из него сделать – если ты точно знаешь, как оно будет в будущем, то точно сможешь с успехом реализовать инвестиционную стратегию.
Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner
Дала бы себе сразу несколько советов: купить офис раньше, больше путешествовать, учить языки и нанять няню, как только будет возможность. Мое агентство работает с 2006 года, а обзавелось собственным пространством только в 2020 — много воды утекло за 14 лет. Путешествия и языки расширяют картину мира резко и навсегда. 16 августа вернулась с Кавказа со статусом «Альпинист России» — покорила одну из вершин Эльбруса.
Алексей Королюк, генеральный директор REG.RU
Прагматичный совет: регистрировать не «креативные», а простые домены
11 августа 1998 года я сидел на Арбате в хостинг-компании «Русский Экспресс» и регистрировал домен cetis.ru для веб-студии «Цэтис», директором которой тогда был. Сотрудник отправлял все документы для регистрации по факсу в РосНИИРОС, я платил 120 долларов за регистрацию и совершалась магия. Примерно в это же время я регистрировал в свой профессиональный портфель домены в духе free-time.ru, imok.ru и прочие «креативные» адреса. В тот момент еще были свободны многие простые домены, состоящие в том числе из наиболее употребимых слов современного русского языка: god.ru (1999 год), stol.ru, drug.ru, mir.ru (2000 год), privet.ru (2003 год). Сегодня подобные домены высоко ценятся на рынке.
Вадим Глушков, руководитель строительной компании СМР5
Если бы я мог вернуться в прошлое и дать совет, я бы сказал молодому Вадиму при основании компании – сразу строй команду профессионалов. Не надо делать все самому. Да, крутые специалисты стоят денег, но с ними и эффективность компании, качество обслуживания клиентов, а значит, и рост намного эффективнее.
Я же первые несколько лет занимался практически всем – проектированием, рекламой, продажами, контролем бригад строителей. Мне некогда было искать точки развития и расти. Я проходил одно обучение за другим и шел сам внедрять.
Сейчас у меня строится отличная команда – есть зам по строительству, отдел снабжения, архитектурно-сметный отдел, отдел продаж. И я думаю, что если бы начал строить команду раньше, то сегодня моя компания ушла бы далеко вперед.
Владимир Буйвидис, руководитель группы компаний BM Group «Фабрика инноваций»
Зачастую предприниматели учатся в процессе построения бизнеса и, как следствие, совершают много ошибок, потому что невозможно знать все. Мы занимаемся производством интерактивного оборудования. Если повернуть время вспять, я бы больше времени тратил на предпродакшн. Это и визуальная составляющая, и методика продаж, и многое другое.
Сейчас, спустя 5 лет существования компании нам приходится переделывать сайт, менять подачу контента, то, что раньше казалось не таким важным, сейчас стало ключевым. В результате это увеличивает расходную часть, так как любая переделка – это расход, умноженный на два, а то и больше. Иными словами нужно максимально тщательно готовиться к любому проекту, запуску продукта, направлению.
Линар Гарифуллин, основатель сервиса биохакинга Медмаркет
Прежде всего я бы рекомендовал самому себе при принятии решения относительно запуска нового бизнеса считать юнит-экономику с запасом в 30%. Часто идея кажется красивой и прибыльной, но когда декомпозируешь расходы, необходимые для реализации бизнес идеи, понимаешь, что доходы их не покроют. Лучше это понять до старта проекта, чем перестраивать уже запущенный бизнес.
Если бы я запускал бизнес сейчас, гораздо больше внимания уделил бы формированию системы продаж еще до первого дня работы. Кадры, технологии, мотивация, психология – нет мелочей. Начиная бизнес, ты должен понимать, как закрывать сделку, по какому пути идет клиент, какие цели у каждого этапа продаж.
Ольга Шарапова, главный врач ГБУЗ «ГКБ имени Виноградова ДЗМ»
Как и многие, во время начала карьерного пути я была активным прагматиком, который видит лишь работу, а не людей вокруг.
Наверное, если бы не было той жесткости с коллегами – не было бы и выполненных задач, поставленных руководством, но сейчас я бы посоветовала себе в прошлом сосредоточится на получении знаний в области коммуникаций с людьми. Простое человеческое отношение в общении с командой дает положительный эффект на качество выполнения работ. Да, иногда необходимо быть жесткой и требовательной с коллегами, но никогда не жестокой.
В отличие от коммерческих структур, в государственном секторе иная мотивация. Мы более социально-ориентированы, и человеческое отношение играет тут особую роль. Всегда необходимо учиться, учиться грамотно взаимодействовать с окружающими.
Светлана Драгаева, основатель Virry и CEO Fountain Digital Labs
Всегда иметь план Б.
Однажды сотрудник, который был моей правой рукой, сообщил, что уходит, потому что хочет делать свой бизнес. Помню, что эмоции меня накрыли с головой, а кроме того, я чувствовала огромную растерянность. Как же так, ведь я так доверяла ему, давала полную свободу действий.
После того, как я успокоилась, пришло осознание, что я сама жила в мире иллюзий. Руководитель всегда должен знать, чем живет его команда, и понимать, как устроены ключевые процессы. Я не разработчик, не бухгалтер, не дизайнер, не маркетолог и еще 100 разных «не». Но я генеральный директор и скрупулезно отношусь ко всем процессам, которые создают основную ценность нашего продукта. Когда выбираю парки-заповедники, откуда ведутся потом наши трансляции, принимаю в команду разработчиков или веду переговоры с учеными для совместных исследований. Жизнь научила как минимум на базовом уровне разбираться во всех процессах. И теперь ни один проект больше не рухнет, если кто‑то уйдет.
Денис Голубцов, директор по развитию акселератора таргетированных продаж Selvery
У меня был бы один совет: инвестируй как можно раньше. Возможностей было очень много, здесь и валюта, и ценные бумаги, и долевое участие. Например, в 2010 году доллар стоил 30,19 рубля против сегодняшних 73,53 рубля. Многие IT-компании увеличили свою стоимость в десятки или даже сотни раз.
Конечно, многие не смогли пережить частые кризисы. Но даже если говорить о консервативном инвестировании, выгода налицо. Например, акция «Сбербанка» в 2010 году стоила в районе 110 рублей, сегодня – 226,66 рубля. Но есть и более интересные примеры. В 2015 году акции «Тинькофф» стоили всего 1,65 доллара США. Но уже в июле 2020 их цена увеличилась до 26,05 доллара. В общем, была бы возможность отправить себе из прошлого весточку, я бы сказал, что нужно инвестировать. И, конечно, набраться терпения, чтобы переждать очередной финансовый кризис.
Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы КОДЕСТ
Самый важный совет, который я бы дала себе на этапе создания бизнеса: привлекать поменьше учредителей. Выводить их после расхождения взглядов очень сложно, сложнее сохранить дружеские отношения. Несмотря на то, что нам с соучредителями удалось расстаться без обид, многие инициативы и идеи были отсрочены, а это повлекло отложение тех источников дохода которые могли появиться в самом начале.
Также я бы предложила себе не жалеть деньги на рекламу и не тыкать пальцем в небо, а сразу разориться на определенный бюджет и нанять маркетолога, чтобы реклама выстреливала четче. С другой стороны, именно эти ошибки сделали меня и компанию такими какие мы есть сейчас, и это отличный результат.